История

Выставочный зал
Первые художественные выставки города были организованы в 30-х годах в Доме Культуры имени М.Горького. По воспоминаниям художника Станислава Викторовича Шишова, в 60-е годы на улице Трудовой, в последующем на проспекте Ленина, дом 9, художники собирались в мастерской каждую субботу, показывали свои работы, закупали краски кисти и холсты. Долгое время специального постоянного места для экспонирования работ художников не существовало. В 1972 году по инициативе художников и любителей живописи при активной поддержке отдела культуры, в лице Татьяны Николаевны Жевлаковой, электростальские живописцы получили возможность экспонировать свои работы в только что открывшемся Выставочном зале на улице Чернышевского, дом 38. Оборудовали помещение, организовывали, обслуживали выставки, всё делалось на общественных началах. Основное бремя по организационной деятельности легло на Константина Ивановича Гордиенко - первого общественного директора Выставочного зала, проработавшего с 1972 по 1978 год. До середины 80-х годов работа велась благодаря активности общественного художественного совета, который возглавлял Глеб Иванович Кузьмин. В Совет входили художники: Станислав Шишов, Семен Кононов, Олег Батунов. Не оставались в стороне от формирования художественной среды города директор художественной школы Геннадий Андреевич Самоходкин, Лаврентьева Надежда Николаевна, Воробьев Виталий Петрович. Художники, объединяясь вокруг Выставочного зала, решали организационные, бытовые вопросы, оказывали поддержку друг другу, формировали выставочную среду. Возросший интерес к выставкам требовал решения задачи по созданию постоянного штата сотрудников. Отдел культуры сделал решительный шаг, включив выставочный зал в структуру городского парка. Первым сотрудником стала Елизавета Ивановна Викторова, она совмещала работу служащего парка и смотрителя. Выставочный зал работал с 1 мая по 1 октября. Выставки проходили регулярно, ежемесячно обновляясь.
Возрождение выставочной деятельности относится к началу 90-х годов, когда Зал влился в структуру отдела культуры и стал самостоятельным подразделением. В 1992 году директором Выставочного зала назначен Алексей Петрович Покровский. Под его руководством проходили выставки «Мир авиации». «Жемчужины русской культуры», «Притчи суфизма» ,выставка Николая Рериха. Такие проекты, как открытые областные выставки «Вышитая картина» и «Лоскутная радуга Подмосковья», «Русский костюм на рубеже веков», международный конкурс детского рисунка «Прошлое, настоящее, будущее». Большую работу по организации выставок проделала общественная организация «Гносис» во главе Петром Владимировичем Куличенко. Пользовались большим успехом и неподдельным интересом жителей города персональные выставки Станислава Шишова, Андрея Докукина, Владимира Сметанина, Владимира Точилина, Павла Сысоева, Николая Лазукова, Юрия Лютикова, Валентина Двинянинова, Валентина Одинцова, Дмитрия Воротнева, Семена Кононова, Анатолия Иванова, Евгения Тихомирова. Многие работы перечисленных профессиональных и самодеятельных художников сохранены в фондах Музейно-выставочного центра и представлены в постоянной художественной экспозиции Историко-художественного музея. Деятельность Выставочного зала не ограничивалась выставками. Имена заслуженного художника РФ Олега Коняшина, члена Союза художников РФ, члена Союза журналистов Юрия Богачева широко известны в нашем городе, и за его пределами. Олег Александрович и Юрий Николаевич проводили в стенах Выставочного зала широкую просветительскую работу. В 1994 году под руководством Алексея Петровича Покровского был организован Музейно-выставочный центр и Выставочный зал стал его структурным подразделением. Позднее, в 1999 году в городе был открыт Историко-художественный музей. Таким образом, художественная среда города сформировала особое культурное пространство для проведения выставок, мастер-классов, музыкальных встреч и литературных вечеров.

В нашем городе его знали все. Здесь его имя − синоним самоотверженного служения творчеству. Можно не бояться излишнего пафоса. Он и вправду был фанатически преданным изобразительному искусству, трудолюбивым, чистосердечным и искренним мастером станковой и книжной графики, рисунка, экслибриса и живописи. Родился Олег Коняшин в Чувашии в городе Алатыре, почётным гражданином которого он являлся. Отец погиб на фронтах Великой Отечественной войны. В 1958 году Олег окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого. В те же годы там учился и выдающийся офортист Станислав Никиреев. В 1966 году О. Коняшин окончил художественный факультет Московского полиграфического института. Многие годы он работал в книжной графике, оформил и проиллюстрировал десятки сборников стихов, произведений русской, советской и зарубежной классики для издательств «Художественная литература», «Советская Россия», «Мысль», сотрудничал с издательствами Ижевска, Саратова, Калининграда. Его «Робинзон Крузо» (два Робинзона, один в офорте, другой − в цветной линогравюре) и «Королева Марго» узнаваемы и не похожи на других. 

К книге он подходил комплексно, умел делать всё: рассчитывать макет издания, иллюстрировать полосы и развороты, виртуозно гравировать шрифты, заставки, концовки и орнаменты, взаимодействовать с полиграфистами при оформлении и выборе материалов для переплёта. Но, пожалуй, более всего он запомнится своими страстными сериями станковых гравюр, посвящёнными памятным историческим событиям России, её старинным городам, памятникам архитектуры, в том числе безвозвратно утерянным и варварски разрушенным, её героям и антигероям: «Провинциальные города России», «Архитектурные ансамбли», «Православные», «Я иду по России». Причём, начал он работать над этой болезненной темой ещё задолго до того, как интерес к малоизвестным и неоднозначным страницам отечественной истории стал таким распространённым.

Однако, Олег Александрович не был чересчур серьёзным ортодоксальным публицистом. Ему были свойственны и чувство юмора, и сарказм скрытых смыслов, и пластическая игра. Однажды в дискуссионном запале он, практически на спор, за неделю сделал удивительную по выразительности и иронии пространственную экспозицию из обрывков тряпок, картона, клея и гипса «Весь мир театр и тряпки в нём актёры». Тогда слово «инсталляция» ещё только входило в художественный оборот, а ведь это была именно она! А какие острые типажи насекомых и рыб у него в серии офортов «Характеры» конца 1990-х! Кроме того, Коняшин был неутомимым просветителем и великолепным оратором. Не жалея времени (а может и жалея, что более ценно для трудоголика), проводил он творческие встречи, мастер-классы, рассказывал о технических и творческих сторонах графического искусства, комментировал книжные и выставочные проекты, приглашал в город своих именитых друзей, артистов и музыкантов Большого театра. Выступая по актуальным вопросам в печати или на заседаниях художественного совета города Электростали, или на бюро секции графики МОССХ, О.А. Коняшин всегда отстаивал свои принципы и чёткую гражданскую позицию. Олег Коняшин награжден многочисленными грамотами и дипломами Союза художников и Министерства культуры, знаком отличия «За заслуги перед городом Электросталь Московской области». Произведения О.А. Коняшина находятся в музеях Москвы, Можайска, Соликамска, Каргополя, Электростали, Лейпцига, Лондона, Холлиса (США), а также в частных собраниях. С 2020 года Электростальский Выставочный зал официально носит имя заслуженного художника России Олега Александровича Коняшина и представляет отдельную мемориальную экспозицию, рассказывающую о жизни и творчестве художника.